🔥 Горящие вакансии
Все статьи

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Южные Курилы — это несколько островов. Я ходила в поход по острову Кунашир, который с одной стороны омывает Тихий океан, а с другой – Охотское море. Остров небольшой и вытянутый с севера на юг, поэтому в любой точке ощущается близость моря или океана.

Как добраться на Кунашир

Курилы для меня – край света, самая загадочная и островная часть страны. Что я знала до поездки о Кунашире: это вулканический остров, четыре действующих вулкана, рядом находится остров Хоккайдо (Япония), широта субтропиков, летом остров находится во власти муссонов, частые осадки наполняют небольшие речки, которые густой сетью покрывают остров.

Добраться на остров – это отдельный квест. С центральной части России летают самолеты на остров Сахалин, полет длится восемь с половиной часов. С Сахалина на острова Южных Курил можно прилететь местным самолетом (быстро) или приехать на теплоходе (долго). Из-за регулярных тайфунов и плохой погоды рейсы часто отменяют и можно две недели просто сидеть на острове в ожидании вылета, поэтому мы добирались на теплоходе.

Пароход «Адмирал Невельский» поразил мое воображение – современные каюты, удобная столовая с приваренными стульями, колоссальная грузоподъемность, способность двигаться сквозь штормы и тайфуны. На Кунашир мы добирались 36 часов, как раз был ураган, что для многих вылилось в морскую болезнь. Я испытывала небольшую тошноту, но волшебная таблетка вернула меня к жизни. Это было настоящее морское путешествие с заходом на другие острова Южных Курил и это добавляло изюминку в нашу поездку.

На Кунашир я приехала не просто так – я собиралась в пеший поход по острову с рюкзаками, палатками и удочками в компании 17 таких же отчаянных ребят.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Весь наш поход длился 10 дней и его можно разделить на две части: хардкор и лайт

Хардкор-поход: 50 км пешком до вулкана Тятя

Первые 6 дней были посвящены вулкану Тятя — это самая высокая точка острова (1819 метров). Вулкан находится на северной дикой части острова, там никто не живет и нет ни дорог, ни троп. Добраться можно пешком вдоль океана (более 50 км в один конец) или на катере. Естественно, мы пошли пешком 🙂

Как я ходила в поход по Южным Курилам

План был таков: в первый день заброска на «Урале» 15 км, далее идем пешком 26 км, ночуем у реки Саратовка. Второй день идем 19 км до мыса Рубежный. Третий день – дневка, отдыхаем после сложного пути, ловим рыбу и крабов в океане. Четвертый день – восхождение на вулкан. Это мероприятие на весь день, так как нужно набрать ту самую высоту 1819 метров и успеть спуститься за световой день. И два дня на обратную дорогу по тому же пути.

Ну и как обычно, всё пошло по agile. Сначала у «Урала», который нас должен был довести до ручья Илюшино, по дороге отвалился бензобак. Вот в буквальном смысле слова – остался лежать на дороге. К нашим 26 км ходового дня добавилось еще 6 км.

Далее мы познакомились с бродами. На острове множество речушек и все они текут в океан. Из-за дождей уровень воды в речках сильно скачет. Идя вдоль океана, нам постоянно, чуть ли не каждые два-три километра приходилось преодолевать ручьи вброд. Иногда они были по щиколотку, иногда по колено, а бывало, что и по пояс.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Также, чтобы сократить наш километраж и не идти на перевал по грязи мы решились на авантюру — сократить путь и обогнуть два мыса вдоль берега. Был отлив и казалось, что можно проскочить. Первый мыс мы прошли, буквально проскакали по камням как козы, а вот второй мыс оказался нам недоступен, там была отвесная стена, уходящая прямо в воду.

Мы вынуждены были лезть на сопки, покрытые бамбучником. Места там нехоженые, пришлось прокладывать путь сквозь заросли, бурелом, лишь изредка натыкаясь на слегка уловимые тропки, оставленные медведями.

Ну и напоследок, в океане начался ураган, нас с сопок сдувало ветром и заливало горизонтальным дождем.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Как итог, вместо двух дней до мыса Рубежный мы добирались три дня.

Я описала самые сложные моменты, которые нас ждали по пути к Тятеньке, как ласково называют его местные. Но на самом деле не всё так мрачно. Были моменты, когда светило солнце, когда мы ловили рыбу в реке на стоянке, были шикарные закаты и купание в океане.

В день восхождения на вулкан была шикарная погода. Правда мы встали затемно в 5 утра. Был туман и стопроцентная влажность. Ночью местная лиса прогрызла палатку и съела наши сникерсы. Всю дорогу на Тятю мы опасались встречи с медведями, ходили в туалет со свистками и фальшфейерами, вечерами устанавливали «медвежью» палатку в 50 метрах от лагеря и уносили все продукты туда, чтобы ночью медведь не искал еду в наших спальниках. И тут такая подлянка от какой-то наглой лисы. Ну да ладно, в 7 утра мы выдвинулись на вулкан сквозь бамбучник.

Первые два часа мы шли в тумане, но, набрав высоту и оставив облако внизу, мы замерли от открывающихся видов. На горизонте были Океан и остров Итуруп, над нами возвышался вулкан, а под ногами был черный вулканический шлак. Вокруг стояли белые скелеты деревьев – всё, что осталось от леса, погибшего в 1974 году при извержении.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Идти по шлаку не очень просто — он сыпучий: шагая вверх, скатываешься немного назад — такая себе эффективность.

Дальше пошел кедровый стланик, он невысокий и ветки постоянно норовили хлестнуть по лицу. После «зелёнки» начались камни, сыпуха и окончательно пропала тропа.

В общем, это был не самый простой подъем — он занял 8 часов. И вот мы на вершине. Марсианские пейзажи, огромный кратер, клубящийся пар из расщелин, теплая земля. С такой высоты виден весь остров, океан, море, острова Итуруп, Шикотан, Хоккайдо. Дух захватывало от невероятной красоты.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Далее был спуск и возвращение в лагерь, еще одна порванная палатка и сворованный хлеб уже знакомой нам лисой. На следующий день мы двинулись в обратный путь.

Те же 50 км, те же броды, дождь, грязь. Но также: рыбалка, уха из свежайшей рыбы, ярчайший млечный путь, тысячи звезд на небе, горячие источники, много смеха, разговоров в дороге, миллион фоток океана. Это была трудная, но невероятно красивая часть нашего похода.

Хотя не все мои сопоходники со мной согласятся 🙂 Кому-то не понравилось ходить по 30 км без троп, карабкаться по скалам с рюкзаком, ходить в мокрой одежде и ботинках. Каждому своё…

Лайт-поход: от кальдера вулкана Головнина до мыса Столбчатый

Далее была лайтовая часть похода.

Мы посетили кальдеру вулкана Головнина. В кальдере расположено два озера Кипящее и Горячее. В Кипящем из-за близко расположенных фумарол температура достигает 80 градусов, и там не рекомендуют купаться из-за риска свариться заживо. А вот в Горячем – пожалуйста. На самом деле оно не очень горячее, градусов 18. Но это уже мелочи… Тут у нас была дневка, мы сушились, стирались, купались, загорали, гуляли, пели песни у костра, любовались закатами и звездами.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

После кальдеры Головнина мы выдвинулись к вулкану Менделеева. На сам вулкан не поднимались, только посетили фумарольные поля – на склоне вулкана из-под земли вырываются огромные клубы серного газа, бьют горячие источники.

После лимонных фумарол менделеевского вулкана мы отправились на берег Охотского моря по эко-тропе Столбовская. Это тропа с уникальным лесом и более чем 200 растениями на пути проложена японцами в начале ХХ века.

Выйдя к мысу Столбчатый мы разбили лагерь прямо на берегу моря. Здесь мы купались, ловили морских ежей, шугались медведей, рассматривали в темноте местных гигантских филинов, махали проплывающим нерпам, любовались стаей касаток.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Ну и главной достопримечательностью этого места является сам мыс Столбчатый. Каждый раз восхищаюсь, каким художником может быть природа. Благодаря образовавшимся после окаменения лавы пятигранным базальтовым столбикам поверхность Столбчатого выглядит как диковинная брусчатка. А со стороны ландшафт напоминает планету из «Прометея» Ридли Скотта.

Еще в 30 километрах от мыса находится остров Хоккайдо, который прекрасно видно в хорошую погоду. Мы любовались шикарным закатом на фоне Японии, так что могу подтвердить слова ВВ, что Япония не является страной восходящего солнца 😊

Напоследок мы заглянули в очередные горячие источники и выдвинулись в сторону трассы, где нас всё тот же «Урал» привез в пгт Южно-Курильск. Там мы переночевали, сели на теплоход и вернулись на остров Сахалин.

На Сахалине мы посетили знаменитый маяк Анива, это отдельная морская поездка на катерах на юг острова, красивое и вдохновляющее путешествие.

Как я ходила в поход по Южным Курилам

Впечатления от похода по Курильским островам

Что я могу сказать по итогам поездки на Курилы… Даже спустя три недели я всё еще возвращаюсь мысленно в наш поход, вспоминаю эти невероятные пейзажи, океан, броды, мокрые ботинки, бамбучник и, конечно, своих товарищей.

Люди, которых я первый раз увидела на Сахалине, стали родными после сотни пройденных километров, после скалолазания на мысах с рюкзаками и без, после тысячи разговоров о жизни. Мы вместе шагали по песку, сидели у костра, любовались закатами и звездами, пели под гитару и играли в алиас.

Ходите в походы, друзья. Наша планета прекрасна, а люди в походах раскрываются как никогда в обычной жизни.

P.S. Ни один медведь во время похода не пострадал.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправить резюме

Pекомендовать друга

Отправьте контактные данные вашего друга и предупредите его, что мы с ним свяжемся. Когда друг успешно отработает 3 месяца, вы получите 20 000 ₽.

Выбрать вакансию

• Ведущий консультант Microsoft Dynamics 365 Finance and Operation
          • Ведущий разработчик Microsoft Dynamics AX на зарубежные проекты

Спасибо!

Мы получили ваше резюме. Менеджер свяжется с вами в течение трех дней